В данном вопросе, как и во многих других, экспертных знаний недостаточно. Можно провести аналогию с автопромом. Невозможно однозначно ответить, сколько стоит автомобиль, если неизвестно, идет ли речь о грузовике, легковушке, спецтранспорте или электромобиле. В зависимости от мощности двигателя, марки, комплектации цены могут различаться в десятки раз.
В этой статье постараемся описать основные моменты, определяющие стоимость проектирования и строительства ЦОДа.
Стоимость проектирования
Инженерные системы, основанные на разных технологиях, требуют разных трудозатрат при проектировании. Например, проектирование системы холодоснабжения на фреоне гораздо проще, нежели на жидком хладоносителе. В первом случае внешние и внутренние блоки соединяются прямой трассой, а во втором необходимо разрабатывать гидравлическую схему; появляется множество дополнительных устройств: задвижек, клапанов, теплообменников, насосов; труднее разрабатывать и реализовывать желаемую схему резервирования. Еще труднее может оказаться проектирование системы холодоснабжения на прямом или косвенном фрикулинге, поскольку потребуется значительно более сложная автоматика, не нужная в первом случае.
Разработка проектной документации для серверных помещений и инженерных систем
Технология прокладки трасс коммуникаций между единицами оборудования ощутимо влияет на стоимость проектирования. Скажем, между трансформаторной подстанцией (ТП), ДГУ и ГРЩ, а также между чиллером и внутренними блоками системы охлаждения трассы могут пролегать по фасаду в лотках, по земле, под землей в колодце и по эстакаде. Трудозатраты на проектирование каждого из этих вариантов существенно различаются. Кроме того, длина трассы также напрямую влияет на стоимость проектирования.
Выбор системы электроснабжения в зависимости от используемого напряжения (20, 10, 6 кВ) может изменить общую стоимость проектирования, так как может потребоваться разработка дополнительных проектов РТП, ТП, трасс внешнего электроснабжения. На стоимость этих разделов также влияет длина трассы.
Время автономной работы ДГУ, зафиксированное в техническом задании, может потребовать включения в проект дополнительных разделов. Так, для небольших объектов автономная работа до 8 ч реализуется установкой бака необходимой емкости в контейнере рядом с дизель-генератором. Но если надо обеспечить работу в автономном режиме в течение 12 или 24 ч, то с высокой долей вероятности нужно будет разработать дополнительные архитектурно-конструктивные и инженерные разделы (автоматика, электроснабжение, технологические решения и т.д.).
Место размещения ДГУ. Самый простой вариант проекта ДГУ предусматривает размещение мобильного ДГУ на шасси на внешней площадке. Однако этот вариант может не соответствовать требованиям законодательства, и зачастую он выполняется на страх и риск заказчика. Если ДГУ реализуется как стационарная установка на фундаменте, потребуется разработать систему газовыхлопа и дополнительный раздел охраны окружающей среды (ООС), что также означает увеличение трудозатрат. Кроме того, может потребоваться согласование раздела ООС в надзорных органах. Если же ДГУ располагается в помещении, то нужно спроектировать системы вентиляции, кондиционирования и внутреннего топливоснабжения установки, так как в случае контейнерного варианта эти подсистемы являются частью данного контейнера.
Допустимая нагрузочная способность перекрытий тоже может повлиять на стоимость проектирования: при отсутствии информации о ней потребуется провести дополнительные изыскания для ее определения, а если нагрузочная способность недостаточна (менее 1000 кг/кв. м), необходимо будет разработать проект усиления перекрытий.
Выполнение необязательных разделов проектирования по желанию заказчика (в случае разработки проектов не в объеме капитального строительства, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 87) увеличит трудозатраты, а следовательно, и стоимость проектирования. В число таких разделов входят: программа и методика испытаний (ПМИ), проект организации строительства (ПОС), охрана окружающей среды (ООС), сметный раздел в государственных расценках, ведомость объемов работ (ВОР) и т.д. Существенных трудозатрат может потребовать и эксплуатационная документация, особенно при большой глубине проработки.
Создание проектной документации в 3D-среде, с использованием BIM-технологий также сказывается на стоимости проектирования. При этом надо обязательно учитывать степень детализации (LOD100 – LOD600).
CFD-моделирование распределения потоков воздуха для высоконагруженных и архитектурно сложных объектов помогает снизить вероятность ошибок при проектировании системы кондиционирования, но увеличивает стоимость проектирования.
Разработка полноценной двухстадийной документации (П и Р) требует больших трудозатрат. Это вариант необходим в случае капитального ремонта, нового строительства или строительства, ведущегося на государственные деньги. В то же время для объектов, реализуемых в существующих зданиях, зачастую достаточно разработать одностадийную документацию, касающуюся архитектурно-планировочных решений и инженерных систем.
Проработка нескольких вариантов эскизного проекта и расчета технико-экономических показателей объекта (при наличии в техзадании вариативности в выборе технологий электро- и холодоснабжения ЦОДа) обусловит дополнительные трудозатраты проектировщиков.
Планируемое количество киловатт на одну стойку существенно влияет на стоимость проектирования. С ростом мощности стойки не только увеличатся мощность инженерных систем и площадь для их размещения, но может потребоваться кардинальное изменение инженерных систем и применение более технологичных систем кондиционирования.
Количество, площадь и высота вспомогательных строений и помещений и состав инженерных систем в них также оказывают влияние на стоимость проектирования.
Стоимость проектирования внешних сетей без детального изучения объекта и документации оценить очень сложно. Отсутствие данных о внешних сетях повлечет за собой значительные трудозатраты, вплоть до выполнения инженерных и строительных изысканий на объекте. С достаточной точностью можно оценить стоимость проектирования ЦОДа внутри контура имеющегося или строящегося здания.
Наконец, согласование в надзорных органах, сопровождение при экспертизе и сертификации объекта существенно отражается на стоимости проектных работ.
Стоимость строительства
Средняя мощность, потребляемая одной стойкой, – главный параметр, определяющий затраты при строительстве. Многие заказчики просят назвать стоимость ЦОДа на 100 стоек по 6–7 кВт на стойку. Между тем разница в мощности систем холодоснабжения и электроснабжения для вариантов 6 и 7 кВт составляет ровно 20%. В общем случае стоимость строительства ЦОДа практически линейно зависит от мощности на стойку. Безусловно, при увеличении мощности на 1 кВт стоимость некоторых систем, в частности, систем безопасности, пожарных систем, СКС, ЛВС, а также строительной подготовки изменится незначительно, но поскольку на системы холодо- и энергоснабжения приходится до 60% бюджета строительства ЦОДа, подобное изменение может повлечь увеличение стоимости на 15–20%.
Выбор технических решений инженерных систем напрямую влияет на стоимость строительства ЦОДа. Например, фреоновая система кондиционирования может оказаться до двух раз дешевле, чем чиллерная система с фрикулингом или система на прямом или косвенном фрикулинге. Аналогичная ситуация с выбором вариантов системы энергоснабжения – разница в стоимости связки ИБП + ДГУ и ДИБП существенна и зависит от масштаба объекта и выбранной схемы резервирования. Литий-ионные АКБ значительно дороже свинцово-кислотных. Еще один показательный пример влияния технологий на стоимость – разница в стоимости реализации трасс электроснабжения на шинопроводах и на кабельной продукции.
Выбор поставщиков и моделей инженерного оборудования. Есть целый перечень вендоров ИБП, ДГУ, систем кондиционирования, стоек, PDU – российских, китайских, европейских, американских. В зависимости от сложности логистики, курсов валют, раскрученности марки, применяемых схемотехнических решений, надежности и наличия дополнительных технологических преимуществ (КПД, глубина мониторинга, масштабируемость, автоматизация и т.д.), стоимость похожих по мощности единиц инженерного оборудования может различаться в несколько раз.
Стоимость реализации системы мониторинга сложно оценить точно, так как она напрямую зависит от количества отслеживаемых параметров. К примеру, система контролирующая только вводные автоматы в ГРЩ, может быть в несколько раз дешевле, чем система, которая управляет каждой розеткой в стойке. Стоимость обычного PDU составляет от 10–25 тыс. руб., а PDU с возможностью мониторинга и управления – в среднем $1000–2000 тыс., и таких блоков в каждую стойку понадобится два.
Аналогичная ситуация складывается с СКС и ЛВС. Коммерческие ЦОДы либо вовсе не реализуют СКС, только закладывают в проект лотки под нее и кроссовые стойки, либо прокладывают лишь по два оптических кабеля на рядную кроссовую стойку. Напротив, в банковской сфере принято на этапе строительства создавать полноценную СКС, закладывая по 24–48 порта «меди» и оптики на каждую стойку. И в зависимости от производителя стоимость такой системы может составить до 30% бюджета ЦОДа.
Уровень резервирования инженерных систем ЦОДа оказывает на стоимость строительства критическое влияние. Смена схемы резервирования систем кондиционирования и электроснабжения с N + 1 на 2N может изменить общую стоимость строительства ЦОДа на 10–30%.
Сервисное обслуживание инженерных систем в соответствии с требованиями SLA.
Гринфилд или браунфилд. Безусловно, стоимость строительства ЦОДа зависит от того, строится объект в имеющемся здании или в «чистом поле». Кроме того, даже внутри имеющегося здания объем работ может быть разным – в одном случае возведение кирпичных перегородок, выравнивание пола и покраска стен, в другом случае снос капитальных перегородок, усиление перекрытий и восстановление фасада. Стоимость нового строительства также может существенно различаться: одно дело построить быстровозводимое одноэтажное здание из сэндвич-панелей с несущей кровлей, совсем другое –-здание из монолита в несколько этажей, с дизайнерскими фасадами и кровлей, на которой будут располагаться ДГУ и чиллеры.
Как и на проектные работы, на стоимость строительства влияет время автономной работы ДГУ, так как большая автономия требует создания крупных топливохранилищ, оснащенных системами автоматики, безопасности, очистки, слива топлива, насосами и т.д. Место расположения ДГУ/ДИБП также влияет на стоимость. Может потребоваться реализация систем вентиляции и кондиционирования, пожаротушения, слива топлива, газовыхлопа, шумоглушения и многих других.
На стоимости строительства существенно отражается необходимость (или отсутствие таковой) модернизации или установки новой ТП, а также длина трассы до ГРЩ, ее сложность и способ прокладки. То же самое относится к трассам всех других инженерных систем.
* * *
Мы перечислили основные моменты, влияющие на стоимость проектирования и строительства ЦОДа. Но ЦОД, как правило, объект уникальный, и нельзя исключить возникновение в каком-нибудь конкретном случае дополнительных факторов влияния.