Требования, предъявляемые заказчиком к проектированию и строительству дата-центра, в значительной мере зависят от того, будет этот ЦОД коммерческим или корпоративным. В первом случае ЦОД является инструментом для зарабатывания денег, а во втором – инструментом стратегической устойчивости компании. Исходя из этих предпосылок, на чаши весов при принятии решения ложатся разные параметры.
Будущий владелец коммерческого ЦОДа озабочен поиском баланса между капитальными затратами, энергоэффективностью (и, как следствие, стоимостью эксплуатации), ТСО и уровнем надежности дата-центра. Причем в данном случае уровень надежности может не превышать «среднерыночный» (так называемый Tier II+ или Tier III), поскольку клиенты коммерческих ЦОДов пока не слишком избалованы разнообразием предложения и им достаточно того, что выбранная площадка в техническом плане просто не хуже остальных. Поэтому на фоне растущих тарифов на энергоресурсы для коммерческих ЦОДов во главу угла ставится задача повышения энергоэффективности.
Корпоративных же заказчиков интересуют в основном капитальные затраты и надежность решения: как правило, заказчиком такого проекта является ИТ-отдел, а расходы на эксплуатацию ложатся на другие подразделения. Перед ИТ-отделом ставится задача обеспечения непрерывности работы вычислительных систем, и он, естественно, стремится получить бюджет побольше, чтобы построить максимально надежное решение, а стоимость эксплуатации ЦОДа его беспокоит мало. Кстати, практика показывает, что чем крупнее и богаче организация, строящая корпоративный дата-центр, тем меньшую роль в этом проекте играет «цена вопроса».
Конечно, в сравнении с опытом западных коллег опыт эксплуатации дата-центров у российских компаний невелик, но за последние годы были построены несколько достаточно крупных ЦОДов, в которых, учась на собственных ошибках, выросли специалисты, способные обслуживать инженерные системы дата-центров на высоком уровне. Наиболее компетентные команды работают в ЦОДах, функционирующих более трех-четырех лет. Кроме того, ряд интеграторов, которые в рамках диверсификации бизнеса создали свои коммерческие площадки и службы эксплуатации, тоже начинают предлагать услуги по аутсорсингу эксплуатации дата-центров.
Но, как показывают расчеты и практика, для крупных дата-центров (более 300 стоек) привлечение сторонней организации, скорее всего, обойдется дороже создания собственной службы эксплуатации, так как на таких площадках необходимо постоянное присутствие инженерного персонала, что нивелирует выгоды аутсорсера от эффекта масштаба. Использование аутсорсинга эксплуатации ЦОДа экономически оправдано лишь в дата-центрах малого и среднего размера (10–300 стоек). Только заказчику нужно убедиться, что у компании, предоставляющей данную услугу, есть реальный опыт эксплуатации ЦОДа, а еще лучше – свой ЦОД.
Источник: журнал ИКС, №7-8 от 26 июля 2011 года